Страница учителя-дефектолога

  Гульнара Рамильевна - учитель - дефектолог высшей категории
27.04.2020г. 

Как выбирать детские игрушки? Инструкция для родителей

20.04.2020г.

Домашние дела для детей разного возраста

Родители часто задаются вопросом, когда же стоит приучать ребенка к ответственности? Речь идет также и о поручениях, определенных обязанностях по дому. Каждый родитель должен быть внимателен к своему чаду, ведь все дети индивидуальны, поэтому подход тоже должен быть особенным. И все же, когда следует разрешать ребенку помогать по дому, оставаться одному, быть ответственным за ту или иную работу? Дети должны чувствовать себя полноправными членами семьи, которым доверяют и которых приучают к ответственности. Если вы вовремя не научите ребенка убирать за собой, то он и вырастят неряшливым. Или, например, если вы все время будете бояться оставлять ребенка одного дома, то даже во взрослом возрасте он будет испытывать дискомфорт, оставаясь наедине с собой.










Прописи для двух рук

Этот цикл упражнений состоит из симметричных рисунков, которые надо обводить одновременно двумя руками. Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. 
Во время выполнения этих упражнений эффективно развивается межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кроме того, происходит тренировка периферического поля зрения, необходимого для быстрого чтения. При правильном выполнении этих упражнений расслабляются мышцы глаз, что способствует укреплению зрения ребенка.

\\
 

Новогодние каникулы вместе с ребенком



Дорогие родители, впереди нас ждут 12 дней новогодних праздников. Без всякого сомнения, Новогодние праздники — это прекрасное время, когда можно отвлечься от работы и полностью посвятить себя семье. Выделите время общению с ребенком. Начните с подготовки к Новому году Предпраздничные выходные целесообразно посвятить подготовке к наступающему Новому году. Начнём с подготовки вашего дома. Прежде чем встретить Деда Мороза и Снегурочку, постарайтесь создать в квартире... Читать далее

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский.
     Практика показала, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.  Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка. Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.    Развитие речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики не соответствуют возрасту, значит есть патология, и такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА (игры для детей с 1, 5 лет)

Многие родители "особенных" детей с сталкиваются с проблемой – ребёнок не может выучить цвета. Это связано особенностями мышления и памяти таких деток

Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.
Читать далее 


С первых дней обучения в школе, ребенок должен сидеть за партой 40-45 минут, определенным образом держать ручку. А значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированны и точны. Подготовка руки ребенка достигается различными упражнениями: штриховка, рисование, вырезание и мн.др.Подготовка ребенка к школе поможет оригами, помогающая развить точность движений рук и пальцев, а также согласованности движений рук и глаз.



"Мыльные пузыри в домашних условиях — для детского праздника или просто так"



"Наблюдаем за насекомыми"



Рекомендации для родителей воспитывающих аутичных дошкольников по развитию социально-бытовых навыков.

 Автор статьи Ризванова Гульнара Рамильевна,
 учитель-дефектолог


    Каждый особый ребенок — уникальный индивидуум, и именно так к нему и следует относиться. Помощь, которая ему оказывается, образование, которое он получает, должны определяться не диагнозом, а только возможностями и потребностями ребенка. В данной статье раскрываются условия, которые необходимо соблюдать родителям для успешного усвоения ребенком основных социально-бытовых норм и правил, так организуя его жизненное пространство, чтобы при этом ему было максимально комфортно и уютно.

Читать далее
   

"Давайте поиграем"



 Автор статьи Ризванова Гульнара Рамильевна,
 учитель-дефектолог


        В настоящее время всех волнует вопрос, как готовить ребёнка к школе?
Может, подготовка заключается в том, чтобы часами заставлять ребёнка учить буквы, упражнять в счете от до 100, решать бесчисленное множество примеров на сложение и вычитание, а потом сердиться, что ребёнок даёт неверный ответ.
  Взрослые часто забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребёнку в игровой форме, и он будет играть, заниматься с большим удовольствием. Ведь игры дают неизмеримо больше, чем долгое, сухое заучивание. Проэксперементируйте. Скажите ребёнку: «Сейчас мы будем учиться считать» и «Сейчас мы будем с тобой играть». Заметили разницу в реакции ребёнка на ваши слова? Как глаза загорелись, когда с ним собрались играть.
    
Читать далее

"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"



 Автор статьи Ризванова Гульнара Рамильевна,
 учитель-дефектолог
    Все мамы знают , что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Читать далее


        
    
Автор статьи Бондаренко Наталья Владимировна,
воспитатель высшей категории

 "Новая математика"


  "Ребенок играет не только камешками, кубиками и куклами,но и мыслями"
                                                                                                      Корней Чуковский



  Несмотря на обилие дидактических материалов для детей, довольно редко удается встретить такое, чтобы одинаково подходило и двухлетним малышам и шестилетним дошкольникам. одним из таких уникальных пособий стали логические блоки венгерского педагога Дьенеша.




Система работы специализированной группы для детей с нарушением интеллекта. 


 Подготовка детей к успешному обучению, создание благоприятных условий для укрепления здоровья, интеллектуального развития осуществляется  при помощи целенаправленной, вдумчивой, систематичной и творческой работы. Данная работа очень важна при воспитании и обучении детей с органическим поражением центральной нервной системы (олигофрения в степени дебильности и легкой степени имбецильности).

Коррекционная работа является важным звеном комплексного медико – педагогического воздействия на ребенка с особыми возможностями здоровья. Она стимулирует речевую функцию, расширяет коммуникативно – познавательную деятельность детей, способствует развитию их мышления.
    Для более четкой организации коррекционной работы в условиях специализированной группы дошкольного учреждения весь процесс обучения разделен на 3 этапа, с  поэтапными задачами интеллектуального и речевого развития детей.
    Основополагающим моментом такого обучения является возраст ребенка (от 4 до 7 лет включительно).  Период пребывания ребенка на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести интеллектуальных нарушений. Соответственно одни дети могут усваивать материал быстрее, другие – медленнее. Необходимо, чтобы ребенок находился на каждом этапе обучения до полного усвоения им программного материала.
    Игры – занятия, подобранные в соответствии с возрастом и программой, стимулируют речевую функцию, речевое общение, совершенствуют процессы высшей нервной деятельности, интеллектуальные способности.
    Особое место в коррекционной работе занимает развитие у детей сенсорного восприятия, так как оно является основой познания окружающей действительности, и успех работы по развитию интеллекта ребенка находится в прямой зависимости от уровня его сенсорного восприятия. Дети в процессе своей деятельности, в частности игры, знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов (формой,  цветом, величиной). Должное внимание уделяется развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки. Занятия по этим разделам проводятся на протяжении всех трех лет обучения со всеми детьми. 
    На всех этапах обучения ведутся занятия преимущественно индивидуальные, так как в этом случае педагог – дефектолог имеет возможность выявить, учесть особенности психического развития каждого ребенка и в соответствии с полученными данными планировать его обучение и воспитание. При этом необходимо понимать, что индивидуальные занятия всегда продуктивнее групповых, однако и групповые занятия несут свои плюсы на всех этапах обучения.
   Групповые занятия проводятся с детьми одного возраста и уровня интеллектуального развития с целью формирования у детей умения взаимодействовать друг с другом. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с интеллектуальными нарушениями, возникает необходимость менять виды деятельности в течение занятия. Игровой, дидактический материал дается в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. Используются яркие игрушки, картинки, красочные дидактические пособия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их. Занятия проводятся в игровой форме на положительно – эмоциональной основе.
 В процессе обучения и воспитания детей вовлекаются и родители. С помощью специально подобранных педагогом заданий, консультаций они закрепляют полученные знания и умения дома. При этом необходимо четко соблюдать рекомендации специалиста по работе родителей с детьми.
Систематическое обучение, тесная связь педагогов и родителей, выполнение всех необходимых рекомендаций по работе с детьми, все это будет способствовать более успешному обучению и получению положительных результатов при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Кто такой учитель-дефектолог? 


Дефект* (от лат.defektus – недостаток)–физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
 Дефектология** (от лат.defektus – недостаток и греч.logos – учение, наука) – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
Дефектолог – специальный педагог, оказывающий коррекционное комплексное воздействие на детей с теми или иными отклонениями в развитии, в целях положительного влияния на их познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, моторно-двигательные качества, поведение и личность в целом.Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду.

Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.
Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Выбор дисциплин, которые преподает дефектолог в детском саду, подбираются с учетом особенностей каждого ребенка персонально. Однако существуют и общие обязательные дисциплины:
1.Обучение игре и игрокоррекция. Эти занятия нужны, так как не все дети умеют играть либо их развитие игровой способности  не соответствует возрасту;
2. Развитие речи с помощью ознакомления с окружающим миром. В ходе этих занятий дети учатся видеть предметы и явления, которые окружают их в жизни. При этом расширяется их кругозор и словарный запас, а также формируется связанная речь;
3.Формирование элементарных математических представлений о количестве, пространстве и времени;
- Развитие сенсорики;
Формирование мышления
-Развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия
  Обучение ведётся по программе, одобренной  Министерством Образования Российской Федерации, под руководством Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой - Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
 (*Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П.Пузанова. – М.1996.
**Понятийно-терминалогический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.1997.)


Уважаемые родители!
    Все мы неоднократно слышали фразу «дети – цветы жизни». Тогда по аналогии можно сказать, что взрослый – это садовник, который должен ухаживать за этими чудесными цветами. Задумайтесь, у какого садовника цветы будут пышно цвести, а деревья давать плоды? У того, кто ежедневно, не покладая рук заботится о них,или же у того, кто проявляет заботу время от времени, или же, махнув рукой,говорит: «А, само вырастет!». Я думаю, ответ очевиден. Ведь только кропотливый и систематический труд может принести плоды, а безразличие, пассивность и некомпетентность убивает все живое.
     Ни в коем случае нельзя опускать руки и пускать все не самотек. К вам уже пришло осознание того, что ваш ребенок не такой, как все, он другой, особенный, ему многое дается труднее, чем его сверстникам, но это не повод отчаиваться.
     Ваш ребенок ходит в специализированный детский сад – и это здорово! Ведь теперь с его недугом боритесь не только вы, но и мы, педагоги, умеющие работать с такими детьми. Задача педагогов сориентировать родителей в особенностях развития их ребенка, направить усилия в нужное русло. Задача же родителей прислушиваться к советам педагогов детского сада, выполнять требования и рекомендации. (см. страницу "Рекомендации учителя-дефектолога") Обязательно необходимо выделить время для ежедневных домашних занятий, несмотря на то, что домашнее задание дается учителем-дефектологом только на выходные. Только систематические занятия, развивающие игры, тренировки тех или иных навыков  дадут результат. Занятия от случая к случаю не приведут ни к чему хорошему. 
       Поверьте, ребенок с ограниченными возможностями здоровья – такой же, как все остальные дети. Наблюдайте за ним, чтобы понять, что доставляет ему удовольствие, к чему он проявляет интерес, склонность. Покупайте ему игрушки для игры дома и на улице, которые вы считаете полезными, но обязательно объясняйте, как с ними играть, показывайте пример: пирамидку можно разбирать и собирать, а не только грызть, для начала действуйте вместе «рука в руке», а потом дайте возможность действовать самостоятельно под вашим руководством; покажите, что машинку можно не только катать на веревочке, в нее можно загружать и выгружать кирпичики, в ней можно катать мишку, а еще – завозить в гараж; и только после этого отдавайте игрушку ребенку в самостоятельную игру. И обязательно помните, пример вашей игры должен быть заразителен, любое совместное занятие должно приносить радость. Ничего, если с первого, со второго, с пятого раза не получается, необходимо запастись терпением, ведь вы – трепетный садовник, которые рано или поздно получит плоды, вы – РОДИТЕЛЬ.

"Тысячи семей могли бы помочь своим детям
 догнать в развитии своих сверстников,
 если бы знали, как это сделать."

(Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова  «Если ваш ребенок отстает в развитии» М.1993.)




1 комментарий:

  1. Хорошие слова, важно, чтобы каждый родитель правильно понимал их!

    ОтветитьУдалить