среда, 5 сентября 2012 г.


Бондаренко Н.В. учитель - дефектолог
 МАДОУ ЦР ДС № 473 г. Челябинска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНО – ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.

Овладение математическими представлениями  является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития дошкольников, поскольку процессы счета, сравнения и преобразования множеств, предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий.  Исследования Л.Б., Боряевой, Н.Г. Морозовой, Н.И. Непомнящей, М.Н. Петровой и др. показывают, что поэтапное формирование математических знаний оказывает  корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления а, следовательно, и  всей познавательной деятельности в целом. 
  Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами, овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике, как у нас в стране, так и за рубежом, обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. А так же совершенствованию  этого обучения в целях обеспечения наиболее оптимальных условий, активизации основных линий развития,  более успешной подготовке  к обучению в школе, и социальной адаптации.  Тенденции к обобщению научных и практических подходов являются закономерными для развития человеческих знаний в современном обществе. И обусловлены достижениями, и изменениями в понимании эволюционных процессов, произошедших в развитии таких наук, как философия, деонтология, общая и коррекционная педагогика, психофизиология, нейропсихология, специальная психология, методология, и дидактика преподавания отдельных учебных предметов. Трансформация в научном мировоззрении тесно связана с изменениями в прикладных областях социальной сферы, базе нормативно – законодательных актов в образовании, в семейном воспитании. Ответом на социальный заказ является новая программа «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева). В ней даны конкретные ориентиры в определении направлений и содержания коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта.  Несмотря на это, практикующие педагоги специализированных учреждений сталкиваются с большими трудностями при подготовке к занятиям по формированию элементарных математических представлений, как у детей младшего, так и старшего возраста.
В современной практике развития и обучения в массовых дошкольных учреждениях накоплен определенный опыт работы по формированию математических преставлений. Разработаны комплексные программы по формированию математических представлений, игровые сценарии занятий. Широко используются тетради с печатной основой, разработаны диагностические методики (Е.В. Колесникова; Л.Ю. Чеплашкина И.Н. Зуева  и др.), которые помогают диагностировать усвоение математических представлений. Но данный опыт не получил должного освещения в специальной учебно-методической литературе. Педагоги специализированных учреждений вынуждены сами искать пути реализации программных задач и требований, обращаясь к литературе для массовых дошкольных учреждений, разрабатывать самостоятельно игровые конспекты занятий с учетом особенностей детей с нарушением интеллектуального развития. По причине того, что развитие математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается от формирования у детей нормально развивающихся не только отставанием по срокам развития, а прежде всего своим качественным своеобразием, связанным с особенностями их психического развития. На первый план выступает слабость мыслительных операций, нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность  мышления, затруднен перенос имеющихся знаний и умений в новые условия. Поэтому  использование в полном объеме методик и технологий, рассчитанных для нормально развивающихся детей, не представляется возможным. Для того чтобы повысить интерес к процессу обучения и с целью реализации программных задач мы широко используем в своей работе кроме традиционных методов и приемов обучения и дидактического оборудования,  современные учебно-игровые пособия, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективными пособиями, которые мы используем при формировании сенсорного восприятия, математических представлений и элементов логического мышления, являются «Логические блоки Дьенеша», пособие «Волшебные коврики»,  и иллюстративные практические карточки-задания.
Карточки – задания представляют собой подборку печатных черно – белых карточек из рабочих тетрадей. На первых этапах обучения карточка вкладывается в пленку и задание выполняется стирающимся фломастером, в  дальнейшем, когда ребенок приобрел определенные знания и умения работать с карточкой, задания выполняются простым карандашом, а при необходимости цветными карандашами, непосредственно на бумаге. Прием  вкладывания карточки – задания в пленку,  а выполнение задания стирающимся фломастером способствуют развитию: интереса к учебной деятельности, самостоятельности, умению оценить правильность выполнения задания, и самостоятельно исправлять ошибки, стирая фломастером. Данные карточки подобраны по всем подразделам  математики. Карточки к разделу «количество и счет» помогают упражнять в сравнении двух групп предметов, в увеличении или уменьшении второй группы предметов, в соотнесении цифры с количеством предметов. Для знакомства с порядковым счетом помогают карточки со знакомыми сюжетами сказок «кого встретил колобок третьим», или задания про игрушки или животных, такие как «на каком месте кукла или зайчик». При знакомстве с геометрическими фигурами с помощью подобранных заданий дети учатся: находить заданную фигуру среди других фигур, продолжать ряд геометрических фигур, видеть в предметах знакомые геометрические фигуры, рисовать геометрические фигуры. По разделу «Величина» подобранные задания помогают упражнять в развитии глазомера и упражнять в правильном употреблении слов большой, маленький, самый маленький; длинный – короткий; высокий – низкий. Карточки по формированию ориентировки на листе бумаги помогают усвоить детям такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «посередине».
Пособие «волшебные коврики» представляет собой наборы  квадратных «ковриков» из плотного гибкого материала, которые могут между собой скрепляться с помощью контактной ленты, образуя большое полотно. А так же наборов геометрических фигур разного цвета,  формы, величины,  с обратной стороны которых липкая контактная лента, с помощью которой крепятся к  «коврикам».
Работа с данным пособием на всех возрастных этапах развития детей помогает развитию:
1.Мелкой моторики пальцев рук, развитию согласованности в работе обеих рук. 2.Формированию представлений  о цвете, форме, величине.3. Сравнивать предметы по величие, длине, ширине.
4.Формированию счетных умений. 5. Соотнесения цифры с количеством предметов. 6. Группировать фигуры по заданному признаку.7. Ориентировке на листе. 8. Целостного восприятия предмета.
 Материал «Логические блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: Формой:  круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной. Цветом:  красные, желтые, синие. Размером – большие и маленькие. Толщиной: толстые и тонкие. Использование «Логических блоков Дьенеша» в играх помогают детям в игровой форме усвоить у детей 3-4 года жизни: усвоить свойства предметов; понимание слов «такой же», «не такой» по форме, по цвету, размеру, толщине; различать и называть фигуры по цвету, форме, величине. У старших детей 5-7 года жизни позволяет:  развивать простейшие логические структуры мышления; математических представлений, решать логические задачи на разбиение по свойствам; формировать умение  работать с карточками – символами. Представленные пособия используются в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно упрощать или усложнять. Интерес детей поддерживается разнообразными игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.
Таким образом, использование в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью представленных пособий, как на индивидуальной работе с ребенком, так и в процессе организованной образовательной деятельности, и в самостоятельных играх детей способствует повышению эффективности для обогащения знаний умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе.

Библиографический список.
1.Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа «Коррекционно – развивающее обучение  и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» - М., Просвещение, 2003.
 2. И.В. Чумакова. Формирование до числовых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Кн. Для педагога – дефектолога. М., Издательский центр ВЛАДОС, 2001.
 3. Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 79 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий